Так меня учила мама. Моей маме, когда началась война, было 24 года. Она была молодой и очень красивой. Вместе с моей бабушкой они попали в гетто в Балте.
Несколько семей жили в одной комнате в доме с чердаком. На этом чердаке они нашли мешок полусгнивших семечек подсолнуха, чем и питались. Другой еды не было. Чтобы не попасть в бордель к фашистам мама одевала тряпье и мазала лицо сажей и грязью. На всякий случай оборудовали тайник, повесив тряпку на стену, а за тряпкой была дверь в каморку, где мама пряталась, когда приходили фашисты.
Один раз она не успела спрятаться, и в комнату вошел итальянский офицер. Он увидел маму и по-итальянски сказал: «О, какая красивая женщина». Огляделся на ужас существования несчастных евреев и ушел. Бабушка и мама плакали, ожидая самого худшего.
На следующий день он вновь зашел и, не говоря ничего, протянул маме буханку хлеба. Больше он не приходил, а бабушка и мама долго растягивали этот хлеб.
Вот почему я люблю итальянцев. Если бы не этот итальянский офицер, я, может быть, и не писал бы эти строки. Я желаю потомкам этого итальянца того же, чего и желаю себе и молюсь за их благополучие.
Ушер Рашкован. Кишинев Молдова.
Об итальянских войсках в Балте два фрагмента воспоминаний бывшего узника гетто Ильи Наумовича Кошина (Одесса. 2009 год). На момент создания гетто ему было 14 лет.
…по разнарядке я попал на работу к итальянцам. В Балте наряду с немецкими и румынскими войсками, были расквартированы и итальянские части.
Привели нас, человек тридцать, на какие-то склады. Надо было переносить с первого на второй этаж мешки с зерном. Естественно, что непрерывно таскать такие мешки тяжело, но итальянскому солдату – надзирателю показалось, что мы часто отдыхаем, и он начал нас хлестать плеткой. Появившийся офицер прекратил это. Наши бессарабцы поняли смысл этого разговора между ними (румынский похож на итальянский). На вопрос офицера: «В чем причина избиения?», солдат ответил: «За плохую работу». На что офицер сказал: «Что у тебя других мер воздействия нет, ты что не видишь, что среди работающих есть дети, ты думал о своих детях, когда их бил?». Затем офицер, узнав, что мы не кормлены, отвел меня и еще одного мальчика на склад и велел нам взять мешок, наполовину заполненный картошкой. Дальше случилось невероятное. Солдат, только что избивавший нас, жестами объяснил, что необходимо разжечь костер и испечь картошку. Мы были освобождены от работы, и начали печь картошку на костре для всех голодных работающих. Так, помимо избиений нас румынами и немцами, мы узнали отношение к нам итальянцев…
… Осенью 1943 года союзные войска высадили десант на Сицилии и южной Италии. Успешные действия англо-американского десанта заставили капитулировать фашистскую Италию.
В Балте стояла итальянская воинская часть, была итальянская комендатура. Казарма итальянских солдат располагалась на улице Котовского напротив бывшего здания швейной фабрики. В один из дней возле казармы появилась охрана из немецких и румынских солдат, а еще через пару дней я и еще трое ребят из гетто попали на работу в итальянскую казарму. Входные двери снаружи и внутри охраняли немецкие и румынские солдаты. Итальянцы сидели внутри казармы, затем появились немецкие машины, и началось разоружение. Солдаты выходили по одному и бросали на землю винтовки. Офицеры складывали пистолеты на стол. Наша задача состояла в том, чтобы поднимать винтовки и передавать их в машину. По мере сдачи оружия солдат в сопровождении немецкой охраны увозили из казармы. Таким образом, я стал одним из свидетелей и даже участником разоружения итальянской армии. Из союзников итальянцы в одночасье превращались в военнопленных.
БА́ЛТА, город в Одесской области Украины. Еврейское население имелось в Балте уже в начале 16 века.
5 августа 1941 г. немецкие и румынские войска оккупировали город. 8 августа в Балте было убито около 200 евреев Балта вошла в состав Транснистрии, зоны румынской окупации. Осенью-зимой 1941 г. прибыло около полутора тысяч депортированных евреев Бессарабии. В декабре 1941 г. было создано гетто, ограниченное улицами Кузнечной, Уварова, Синявской и рядом других. в котором было заключено около четырех тысяч человек.
В ноябре 1941 г., появился приказ № 23 румынской администрации, касающийся евреев Транснистрии. Его карательные меры строго проводились в жизнь. Всем евреям в гетто, запрещалось находиться вне его пределов без уважительной причины. Нарушители считались шпионами и подлежали расстрелу. Кроме того евреи были обязаны носить на груди и спине шестиконечные звезды.
В июле 1942 г. прибыло еще 200 евреев из Бессарабии. Многие умерли от голода и болезней.
Несмотря на ужасные условия, евреям Балты повезло больше, чем обитателям других гетто, здесь к моменту освобождения в марте 1944 насчитывалось более 2700 евреев.
В сентябре 2015 года был открыт мемориал узникам Балтского гетто: 5 тысячам евреев, погибших в годы войны. Автор скульптурной композиции А. Копьев. Установлена памятная доска с именами тех, кто спасал евреев и мраморная плита, посвященная Королеве Румынии Елене, много сделавшей для спасения евреев Балты во время Холокоста.
Данная статья подготовлена в рамках проекта «Незажившие раны Холокоста» при поддержке Национального мемориала Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем» и финансовой поддержке Филантропической группы “Генезис”